Однажды ошибясь при выборе дороги,
Они упрямо шли, глядя на свой компас.
И был их труд велик, шаги их были строги,
Но уводил их прочь от цели каждый час!
Валерий Брюсов
Итак, визы получены, отпуска подписаны, спланирован маршрут — на все про все 16 дней. Не больше ни меньше. Собрали чемоданы, поехали в Шереметьево. Вылетали мы 9 мая с утра, так что была не маленькая вероятность попасть на Ленинградке на колонну техники с парада Победы и встать в пробку, но все обошлось. Однако неприятностей избежать не удалось. При выгрузке чемоданов из автобуса, портфель с ноутбуком сорвался с плеча и с метровой высоты упал прямо на пол — я думал ноуту пришел полный кирдык и сильно расстроился (в ноуте было ценнейшая информация по всему нашему будущему путешествию), но когда уже в аэропорту я его внимательно осмотрел, оказалось, что ноут выжил и отлично работает.
На регистрации показали только паспорта — никаких билетов — нам тут же выписали посадочные талоны. Шмон в Ш-2 довольно приличный — заставляют вскрывать чемоданы и проходить аж через два интроскопа. Ручная кладь тоже придирчиво осматривается. На борт самолета в ручной клади нельзя проносить никакие жидкости. Нас сразу предупредили, что все спиртное, которое будет куплено в магазинах беспошлинной торговли, будет изъято. Походили по дьютьи-фри, дождались посадки, прошли по коридору-гармошке в наш Боинг и приготовились к взлету. Лету до Нью-Йорка 10 часов, рейс прямой, без пересадок.
Боинг 767, 7 кресел в ряд — по два с каждой стороны у окон и 3 в середине салона. Расстояния между креслами нормальные, можно сидеть закинув ногу на ногу. В спинке впереди стоящего сиденья — подушка, плед и индивидуальный пакет с наушниками, берушами, кремом, накладкой для глаз и даже с зубной пастой и щеткой.
Экипаж самолета смешанный — пилоты и часть стюардов — американцы, остальные стюарды русские. Дельта Эйрлайнс — компания американская, поэтому объявления сначала делаются на английском, а после кто-то из русских переводит.
Через полчаса после взлета всем раздали и предложили заполнить две формы — одна из них иммиграционная карточка I-94, другая таможенная декларация. С таможенной карточкой все понятно — там декларируются ввозимые предметы. Форма I-94 тоже достаточно примитивная: заполняешь фамилию, имя, указываешь гражданство, паспортные данные загранпаспорта, а также адрес пребывания в США — мы указали адрес нашего первого отеля.
Простота заполнения формы не помешала некоторым соотечественникам запортить несколько вариантов. Через проход от нас сидели трое парней, судя по внешности, казахи. Ничего не хочу сказать плохого про нацию степных кочевников, но один из представителей этого народа умудрился переписать иммиграционную карту раз шесть, при этом постоянно ошибаясь то в дате своего рождения, то в написании имени.
Иммиграционная карточка I-94 это не просто бюрократическая бумажка. На паспортном контроле уже в США на нее проставляется печать с конечной датой пребывания (дату определяет офицер иммиграционной службы — об этом позже), отрывается корешок и пришпиливается степлером в паспорт. При отлете из США эта бумажка проверяется и изымается, и если будет обнаружено, что срок пребывания уже закончился, с Америкой можно распрощаться — в ближайшие годы туда уже не пустят.
Интересно было наблюдать за пассажирами — основной контингент — молодежь, 70% всех пассажиров — русские. Кто-то летит на учебу, кто-то по каким-то программам обмена, кто-то просто поработать на лето. Вообще пассажиры были разные: несколько человек в бизнес-классе, немного американцев с детьми (рядом с нами сидели дедушка с бабушкой и маленький ребенок где-то год с небольшим, весь полет ребенок был идеальным. Бедную малютку стошнило только при посадке). Ну а все остальные видать такие же туристов как мы, летящие в Америку первый раз.
Я ожидал, что 10 часов полета будет тяжеловато выдержать, но полет прошел нормально и совершенно ненапряжно. Показывали три фильма, каждый фильм идет на 3-4 языках — можно переключать каналы и смотреть кино хоть на испанском. Один из фильмов был «Сокровища нации» с Николасом Кейджем, а остальные я не помню, т.к. даже не смотрел. Кормили горячим обедом, потом была легкая закуска с сэндвичем, постоянно предлагали соки, чай и кофе. Что интересно, томатный сок разливают из жестяных банок (как пиво). Кстати к концу полета осталось с десяток лишних сэндвичей и по нашей просьбе нам выдали еще два.
Сам полет проходит через Скандинавию, Атлантику и Исландию. Я думал, что мы немного зацепим Гренландию, но не судьба. Очень поразили норвежские фьорды — уходящие за горизонт лабиринты из скал, разрезанные реками и заливами — потрясающее зрелище. Скалы причем довольно высокие, думаю, не меньше километра высотой. Я пытался их сфотографировать, но через иллюминатор получилось не очень. Атлантический океан с 10-тикилометровой высоты выглядит тоже совсем не так как я его представлял. По небольшим барашкам на воде и небольшому цветовому оттенку видно даже течения!
В общем полет прошел совершенно не скучно. Летишь себе, смотришь как на мониторе по дуге маршрута перемещается значок нашего самолета. Также выводятся различные параметры — скорость в проекции на землю, температура за бортом, ветер и его направление. Кстати наверху гуляют довольно приличные ветра — до 200 км/ч. Обычно пилоты пытаются поймать эти потоки и тогда скорость полета ощутимо возрастает, а на мониторе видно, что предполагаемое время прибытия уменьшается на полчаса, а то и на час. Также полет в потоке позволяет прилично сэкономить топливо, за что экипаж обычно получает неслабые премии. Кстати, порадовало то, что пилоты довольно подробно рассказывают про свои действия и все объясняют. Говорят, например, что сейчас стоим потому что еще не получено разрешение на взлет. Потом говорят, что разрешение уже получено и мы уже сейчас порулим (что интересно, по-английски рулежка называется taxi) . Кстати, если на авиарейсах в России обычно просто говорят — выключите свои мобильники, то здесь ясно и четко объясняют, что мобильники создают помехи системе навигации при взлете и посадке и если вы их не выключите, то могут быть проблемы. Как обычно большая часть нашего люда эти просьбы проигнорировала и через несколько минут после взлета, командир был вынужден еще раз сказать, что помехи все еще идут и определяются их оборудованием, что типа большая просьба еще раз все все проверить и выключить. Только после этой просьбы пол-салона соизволили покопаться в сумках и выключить свои приборы.
В полете мы несколько раз попадали в зоны турбулентности, пилот всех предупреждал и просил пристегнуть ремни. Однако, то ли турбулентность была мизерная и экипаж просто перестраховывался, то ли Боинг сглаживал резкие броски, но никаких колебаний и волнений я даже не почувствовал.
Весь полет погода была хорошая — никаких облаков и отличная видимость. Как только пересекли территорию Америки, погода испортилась. Влетели в большой облачный фронт и до самого Нью-Йорка земли не было видно.
Нью-Йорк встретил нас проливным дождем и довольно прохладными 14 градусами по цельсию. Уже на самом подлете к международному аэропорту им. Дж.Кеннеди (JFK) появились черные дождевые тучи в которые мы и влетели. Заходили на посадку со стороны океана. Приземлились, порулили к терминалу. За окном дождь. К нам приконнектили кодирор-гармошку, через которую все пассажиры покинули самолет, так и не увидев как он выглядит.
Все получилось именно так как писали в Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке»: «Пассажиры сошли по закрытым сходням в таможенный зал, проделали все формальности и вышли на улицу города, так и не увидев корабля, на котором приехали».
Мы вышли одними из первых пассажиров нашего рейса, прошли по тускло освещенному выстланному серым ковролином коридору с низким потолком, таким низким, что можно было дотянуться до потолка рукой. Коридор шириной метра 4, крашеные стены, вдоль стен тянутся трубы с водой. С потолка тут и там торчат лепестки кранов противопожарной системы.
Завернули за угол, прошли метров 50 и встали позади большой людской пробки, которая заворачивала на выход. Через несколько минут оставшаяся часть наших пассажиров дополнила пробку за нами еще метров на 20. Через 5 минут стало жарко, еще через 5 минут душно, но толпа по прежнему не продвигалась. Вентиляции в коридоре никакой не было, дышать было тяжело, в общем отличное настроение эта ситуация нам изрядно попортила. Через толпу прошли пилоты и стюардессы и исчезли за поворотом, после чего из-за угла высунулась какая-то афроамериканская тетка и стала выкрикивать «US citizens!», «Green card!», после чего несколько американских граждан и несколько русских (видимо грин кардщиков) ломанулись через толпу и их всех пропустили вперед, куда-то в недра коридора.
Небольшое отступление в сторону, для тех кто не знает что такое Green Card.
Грин Кард это т.н. «вид на жительство», который правительство США регулярно разыгрывает в лотерею в странах, в иммигрантах с которых оно заинтересовано. В общей сложности разыгрывается примерно 50 тысяч таких виз, правда на каждую страну существует определенная квота. Принять участие в лотерее может любой желающий — заходишь на сайт www.dvlottery.state.gov , заполняешь анкету и дожидаешься результата. Вероятность выигрыша не особо велика — примерно 0,5% на заявителя, но учитывая что уведомлений о выигрыше рассылается существенно больше чем реальная квота (это делается с расчетом, что не все выигравшие придут в посольство оформлять документы), вероятность выиграть грин кард повышается до вполне реальных 15-20%. Ну а если учесть, что участвовать в лотерее могут все члены семьи (и в случае выигрыша одного из них, грин кард получает вся семья), вероятность выиграть подскакивает аж до 30-60%.
Сейчас разыгрываются грин кард уже на 2014 год. В случае выигрыша приходит уведомление — с ним нужно дожидаться нужного года и собирать документы. Потом собранный пакет документов подается в посольство и там уже точно решается, выдавать грин кард или нет. Процент отказов в выдаче грин кард я не знаю, но отказы бывают, обычно если неправильно оформлены какие-то бумаги.
Получив Грин Кард, человек практически приравнивается к американскому гражданину со всеми вытекающими — может свободно въезжать в США, жить там где хочет и сколько хочет, а также работать на любой работе. Единственное чего у него нет — так это права голосовать на выборах. Через несколько лет, при соблюдении определенных условий, владелец грин кард может довольно просто получить американское гражданство.
К сожалению (а может быть и к счастью) россияне на протяжении нескольких лет регулярно превышали квоту по грин кард, поэтому с 2004 года гос.департамент США был вынужден вычеркнуть Россию из списка стран, в которых проводится лотерея, и с тех пор россияне (в отличие от белорусов и украинцев) не могли принять в ней участие вплоть до 2011 года.
Кстати, скоро должен начаться новый этап лотереи — уже на 2014 год (DV-2014) и никто не знает, будут ли допущены к нему граждане России в этот раз.
Ну да ладно, вернемся к нашей пробке в коридоре аэропорта. В пробке, в духоте и жаре пришлось простоять 30(!) минут на одном месте, не передвинувшись ни на шаг. Испытание не для слабонервных. Для пущего колорита не хватало только перетяжки «Welcome». По прошествии этих 30 минут толпа немного двинулась вперед и небольшими шажками мы начали передвигаться дальше по коридору. Дальше мы спустились по эскалатору, прошли еще чуть-чуть и попали на иммиграционный контроль в большой холл в несколькими очередями.
Иммиграционный контроль это довольно важное мероприятие, т.к. именно на нем задаются финальные вопросы и решается впускать ли человека в страну или не впускать, а если впускать, то на какой срок. Наличие в паспорте американской визы не гарантирует, что вас впустят в страну. Это странное недоразумение возникает из-за того, что визы выдает одно министерство — министерство иностранных дел (которое в Америке называется гос.департамент США — госдеп), а пограничниками заведует другое министерство — министерство иммиграции и натурализации.
Самое интересное, что срок пребывания, определяемый на иммиграционном контроле, имеет приоритет над визой. То есть если виза выдана на 2 года, а офицер проставил срок пребывания один месяц — у тебя есть всего лишь месяц на осмотр страны. А потом чемодан-вокзал-россия, иначе ты нарушишь иммиграционное законодательство и в ближайшие 10 лет виза в США тебе больше не светит.
Очередь на иммиграционный контроль отстояли довольно быстро — пунктов контроля было много. Подходим к иммиграционному офицеру, подаем паспорта и заполненную в самолете иммиграционную карточку. Говорю «Good day». В ответ стандартная дежурная риторическая фраза — «Hello, how are you?». Офицер изучает документы. Задает вопрос о цели посещения. Отвечаю — туризм. Больше никаких вопросов. В паспорт и в форму ставится печать и документы отдаются мне — типа свободен. Пока офицер изучает документы супруги, говорю, что в фильмах я видел, что погранцы всегда говорят «Добро пожаловать в Америку». Офицер смеется, отвечает, что в фильмах много чего показывают, чего не бывает в реальной жизни, что проверять документы у сотен людей это тяжелая работа, но тем не менее все-таки отвечает «Welcome to the United States». Жаль, что не записал это на диктофон для семейного архива.
Дальше мы переходим символическую черту на полу — все — мы на территории Соединенных Штатов.
Добро пожаловать в Америку!
Получаем багаж, отдаем таможенные формы офицеру и проходим в направлении надписи Exit. Ориентироваться в аэропорту очень просто — везде есть указатели. Дальше коридор разветвляется на два — влево указывает надпись Taxi, вправо — Transfer.
Проходим в направлении Taxi, выходим наконец на улицу под крышей, вдыхаем свежий нью-йоркский воздух и попадаем в небольшую очередь на такси. Такси подходят каждые полминуты. Очередью рулит негр — спрашивает куда ехать, выдает какой-то талон и сажает в стандартное желтое такси. В основном это знакомые по фильмам Форды Краун Виктории, хотя встречаются единичные ауди.
Подходит наша очередь, получаем талон, водитель — седоватый негр — закидывает наш багаж в багажник форда. Садимся в такси на заднее сиденье. Машина просторная, между задними сиденьями и водителем — стеклянная перегородка с небольшой прорезью в центре. Подаю в окошко визитку отеля, водила пробегает ее глазами и отдает обратно. Поехали. Выезжаем из аэропорта, водила чего-то спрашивает. Говорит очень быстро, с каким-то сильным акцентом — я ничего не понимаю. Протягиваю ему снова визитку отеля — он снова ее изучает, кивает, и мы едем дальше. За окном ливень стеной, на двухрядной узкой дороге — мертвая пробка. Несколько минут вообще стоим, потом начинаем двигаться со скоростью пешехода. Потом снова стоим и снова едем.
Стандартная такса на такси из аэропорта JFK в любую точка Манхеттена — 45 долларов. Если такси едет через платные мосты, проезд оплачивается за счет пассажира. Внутри такси висит прайс с ценами в разные районы Нью-Йорка и надпись под ним: «если с вас требуют больше денег, немедленно позвоните по такому-то телефону». Подпись — мэр города Майкл Блюмберг.
Прямо посередине торпедо висит счетчик, на котором яркими красными цифрами светится 45.
Дорога из JFK в Манхеттен идет через Куинс (Queens). За окном какие-то промзоны, мелькают надписи Jamaica, Hillside: Водила с кем-то болтает по гарнитуре на какой-то смеси афро-английского. Едем в пробке примерно час, Иришка уже вовсю спит — все-таки разница во времени между Москвой и Нью-Йорком 8 часов. Проезжаем какую-то аварию, ставшую причиной пробки, после чего начинаем ехать гораздо быстрее. Въезжаем в тоннель под Ист Ривер и выныриваем уже где-то в центре Манхеттена. Еще несколько минут и мы у подъезда нашего отеля. Водила помогает выгрузить чемоданы, я даю ему 50 долларов. Дождь уже редкий, но все еще продолжается. Местное время около 18 часов. В Москве уже 2 ночи. Проходим в вестибюль отеля, я показываю лист брони. Тут же приятный сюрприз. Администратор говорит, что цена указанная при бронировании неверная и на самом деле она будет на 40 долларов меньше. Оплачиваю кредиткой, поднимаемся на лифте на 14 этаж. Закидываем вещи в номер.
Все.
Мы в Америке. Мы в Нью-Йорке.