Манхэттен- маленькая уютная деревушка, с населением около 7 млн. человек, и каждый из них по своему уникален
Секс в большом городе
Подъем в 6 утра — спать уже не хочется. По Москве это уже 14-00. Мы еще несколько дней будем привыкать к Jet Lag — большой разнице во времени при смене часовых поясов. На улице отличная солнечная погода.
Позавтракали в European Cafe на самом углу Таймс-Сквер сэндвичами, которые называются wrap. Слово wrap переводится как «сверток» или «оберток», собственно, сэндвич чем-то напоминает московское метрошное бурито. Названия для врапов придумали, надо сказать, оригинальные: southwestern, western, southern и тому подобные. В состав врапа обязательно входит омлет, ну и в зависимости от вида — картошка, курица и всякие там специи и соусы. В общем, для завтрака самое оно.
Кстати, сэндвичи это типичная американская еда. Каждый раз, когда русский съедает суп, американец съедает сэндвич.
Пока я стоял с подносом и ждал исполнения заказа, наблюдал за латиносами, которые тоже покупали завтрак и постоянно меняли свой заказ. В результате по ошибке нам на поднос положили лишний врап, который мы заметили только за столом, уже откусив от него пару кусков.
Основательно перекусив, отправились смотреть город. Выходной день, суббота, народу на улицах практически нет. Утренняя Таймс-сквер все также блистает неоновой рекламой.
Еще в самолете я накидал план нашего будущего нью-йоркского маршрута, который мы и начали претворять в жизнь.
Прошли по 7й авеню и свернули на 47ю стрит. Небольшой участок 47-й, который здесь располагается, буквально метров 100, называется Diamond Row. Это название мало кому известно, а между тем здесь находятся бриллиантовые бутики, на которое приходится 60% всего мирового оборота алмазов!
Бутики все как один небольшие, размером с обычный московский ларек по продаже пива, однако именно сюда заезжают после тяжелого рабочего дня всякие Вандербильды, Морганы и Рокфеллеры прикупить парочку алмазов для вечернего променада. Бутики держат ортодоксальные евреи, те самые — с пейсами и кипами. Оптовая торговля алмазами происходит прямо на улице. Как рассказывает путеводитель, продавцы таскают бриллианты на миллионы долларов прямо в карманах, завернутые в бумажный кулек. Встречаются на Diamond Row, продавец передает кулек, покупатель выписывает чек. Все. Никаких договоров, никакой бумажной волокиты. Доверие полнейшее.
К теме доверия я еще вернусь позже — здесь в Америке доверяют во многом и часто. Алмазные сделки, правда, все равно контролируются специально созданной бриллиантовой гильдией, своеобразным клубом с очень жесткими правилами. Любое незначительное нарушение преследуется сразу и безоговорочно — продавец исключаеются из гильдии и теряет право на работу с алмазами.
Сегодня, как я уже говорил, суббота — шаббат — все бутики закрыты и на улице нет ни одного продавца.
Совсем рядом с Diamond Row находится Рокфеллер Центр — самый крупный в мире частный бизнес-центр — 19 зданий во главе с 70-тиэтажным небоскребом, перед которым установлена позолоченная (покрытая самым настоящим золотом!) статуя Прометея.
Зимой, прямо перед главным входом Рокфеллер-центра на Рокфеллер-плаза устанавливают Рождественскую елку, которая считается главной елкой страны (елку, которую ставят перед Белым Домом, никто ни за грош не ценит). Около елки разбивают каток. Если вы видели в голливудских фильмах сцены катания на коньках в Нью-Йорке, то это однозначно происходит на катке Рокфеллер-центра.
Примечательно то, что Давид Рокфеллер построил здание стоимостью в миллионы доллларов в самый разгар великой депрессии. Кто он такой и откуда взял деньги я расскажу значительно позже, когда мы будем в Вашингтоне, а пока от комплекса Рокфеллер-центра мы направлись дальше.
На Парк авеню — самой дорогой улице Нью-Йорка — посмотрели знаменитый люкс-отель Уолдорф-Астория (Waldorf Astoria), основанный династией Асторов, в роскошных номерах которого останавливаются многие знаменитости. Вы могли видеть этот отель в фильме «Запах женщины» (Scent of a woman) — герой Аль Пачино прилетел в НЙ первым классом и остановился именно здесь. Еще в Москве, ради интереса, я посмотрел цены в этом отеле и был очень удивлен дешевизной номеров. 300 долларов за ночь для отеля в Нью-Йорке такого класса это просто какая-то сказка. А ведь еще бывают акции и скидки, когда цена снижается чуть ли не в два раза! Для сравнения самый дешевый номер в московском Метрополе стоит $450/ночь.
Если стоя на Парк авеню посмотреть на юг, можно увидеть большой небоскреб с надписью Metlife. Это здание, построенное над большим центральным вокзалом (Grand Central Terminal), когда-то принадлежало компании Пан Америкен (Панам), но потом было куплено страховой компанией Metlife.
Мы прошлись до вокзала, зашли в него, посмотрели на известные по мультфильму «Мадагаскар» часы, стоящие прямо в центре зала.
Там же, кстати, мы увидели очень интересную композицию, целиком сделанную из роз
Дальше прогулялись до штаб-квартиры ООН, которая находится неподялеку на набережной Ист Ривер. Прямо напротив ООН, на стене выбита надпись из пророка Исайи «Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать».
Прошли по незнакомым улицам, посмотрели на небоскребы.Небоскребы небоскребы: Когда я ехал в Нью-Йорк, мне казалось что небоскребы будут давить, что проходы между ними — это темные улицы, которые всегда в тени. Оказалось все совсем не так. Высота небоскребов не чувствуется совершенно. Снизу, с уровня улицы, что 50 этажей, что 90 выглядит совершенно одинаково. Стриты достаточно широкие и т.к. проходят они с востока на запад, солнца на них предостаточно. Вдоль улицы тут и там валяются черные мешки с мусором. Здания небоскребов в основном офисные, хотя иногда встречаются и жилые дома. Очень прикольно выглядят баскетбольные площадки, зажатые с четырех сторон бетонными стенами — почти так как в рекламе Найк.
От здания ООН решили поехать в Downtown на метро. Ближайшая станция располагалась на большом центральном вокзале, поэтому мы вернулись на Парк Авеню, спустились на подземный этаж и пошли покупать метрошные билеты. Никаких будок с тетками-кассирами, продающими билиеты обнаружено не было. Вместо них стоят терминалы (штук 5) с сенсорными экранами. Тыкаешь пальцем в нужный пункт (билет на одну поездку, на 5, на 10, проездной на день и т.п.), опускаешь монеты (аппарат также принимает купюры и кредитные карточки и умеет давать сдачу) и из спец.окошечка вылазит карточка-билет. Одна поездка стоит 2 доллара, проездной на день $7.5, а месячный проездной стоит $81 [примечание автора: цены уже повысились — инфляция, однако].
Что интересно, проездные на 14 и более дней защищены от потери. Если теряешь такой проездной, нужно позвонить по специальному телефону, назвать номер кредитной карточки, на которую тот покупался и тебе на счет тут уже закинут сумму, достаточную для безлимитного катания на метро до конца месяца. Проездной, естессно, заблокируют.
Карту метро можно взять совершенно бесплатно.
Нью-Йоркское метро — совсем не такое как московское. Нет огромных вестибюлей с лепниной и статуями, нет больших коридоров и даже платформы для посадки очень узкие, шириной всего-то метра два. Никаких архитектурных изысков. Садишься в вагон, вагоны метро, как мне показалось, чуть уже московских. Сиденья могут располагаться как вдоль стены, так и в некоторых вагонах поперек. Во всех без исключения вагонах есть кондиционер. Едешь, приезжаешь и на поверхность выходишь из небольшого, тоже двухметровой ширины, выхода, который очень удачно и незаметно вписывается в улицу.
Мы приехали на Wall Street, посмотрели церковь Св.Троицы с его старинным кладбищем, прошлись до знаменитой Нью-Йоркской фондовой биржы — места, где трейдеры ворочают миллионами. Место очень символичное. Из канализацонных отверстий валит белый пар.
Прогулялись до Боулинг Грин (Bowling Green) — небольшого парка, на месте которого когда-то голландцами был заложен Нью Амстердам — первая колония на Манхэттене.
Кстати, сам остров Манхэттен был куплен голландацами у местных индейцев за всякие там бусы и украшения, общей ценой всего за 60 голландских гульденов (по тогдашнему курсу это 24 доллара). Очень выгодное вложение, надо сказать. Затем, через несколько лет англичане разбили голландцев, а город переименовали в честь герцого Йоркского, тогдашнего генерал-адмирала морских сил Англии — в Новый Йорк. Сейчас Боулинг Грин это всего лишь маленький парк с фонтаном и памятной табличкой. От Боулинг Грин берет свое начало Бродвей.
Рядом с Боулинг Грин стоит знаменитый бронзовый бык, символизирующий биржевую игру на повышение. Бык когда-то стоял прямо у здания фондовой биржи, но скоро место там понадобилось для других целей и статую пришлось перенести. Бык весь потемневший, но если зайти сзади, сразу бросаются в глаза его отполированные до блеска яйца. Около быка куча туристов, часть фотографируется держа быка за яйца (видимо, воплощая в жизнь известное выражение), часть фоткается спереди держась за рога. Мы же решили отступить от традиций и я сфоткал Иришку, сидящую у быке на копыте.
На южной оконечности Манхэттена находится Батарейный парк (Battery Park). Почему он называется именно так я не знаю, но именно туда мы направились дальше. По пути в Subway закупили, как обычно, сэндвичей и перекусили прамо на скамейке парка с видом на маленькую статую Свободы, торчащую вдали.
Иришка очень сильно умилялась при виде снующих прямо по тротуарам парка белок. Эти тварюги абсолютно не боятся человека — лазят по газонам, что-то там разрывают, перебегают тротуары и таскают у туристов арахисовые орешки. Иришка, как заядлый фотохотник, побежала охотиться за белками (и, между прочим, забила фотками этих белок полфлэшки), я же отправился стоять в очереди за билетами на статую. Билеты на статую продают в небольшом форте, который называется Castle Clinton. Когда-то это был настоящий форт, защищающий город от нападения с моря. Однако, почему он вдруг стал «замком» и при чем тут «Клинтон» я так и не понял. Очередь разношерстая и многонациональная — полно китайцев (или японцев?), индусов, встречаются женщины, закутанные с головы до ног в какое-то платье а-ля крашнаиты, негры (пардон, афорамериканцы), ну и русские, конечно же, были тоже.
Билет на паром к статуе Свободы стоит 12 долларов. Паром сначала заезжает на на остров Свободы (Liberty Island), где стоит леди Ли, а потом, перед возвращением обратно на Манхэттеновский пирс, заруливает на остров Эллис.
На острове Эллис когда-то был иммиграционный пункт. Все иммигранты, приезжавшие в Америку, высаживались на острове Эллис, там проходили таможню, карантин и прочие унизительные осмотры и только потом допускались на Манхэттен. Сейчас на острове Эллис расположен музей иммиграции (в котором практически нет экспонатов), но мы, как нелюбители музеев такого рода, на Эллис не поехали.
Ну вот раздается гудок и паром на остров Свободы отчаливает от пирса. Мы постепенно отдаляемся от берега и постепенно начинает проявлятся величесвенная панорама небоскребов. Паром доплывает до острова Свободы, делает вокруг него круг и причаливает к пирсу с обратной стороны острова.
Собственно кроме статуи Свободы на острове ничего нет. Есть только забегаловка типа Макдоналдс и магазинчик с сувенирами.
Статуя Свободы высотой с 12-тиэтажный дом и в принципе выглядит внушительно. Сама статуя полая внутри и до 11 сентября можно было подняться по ней и посмотреть на Нью-Йорк сквозь небольшие окошечки в короне. Сейчас подняться можно только до половины.
Вокруг статуи разбит газон, но все гуляют по тротуарчику вдоль набережной. Погуляли и мы, сделали стандартные фотки «это я, а это статуя», «я на фоне статуи» и «статуя на фоне меня», пофоткали Манхеттен и очень хорошо видный с острова мост Верразано, прошлись по сувенирному магазинчику и поехали обратно.
Приплыли, прошлись пешком до всемирного торгового центра (World Trade Center — WTC), из комплекса которого осталось вроде как всего 4 башни. Посмотрели на Граунд Зеро (Ground Zero) — место, где до 11 сентября 2001 года стояли знаменитые 110-этажные башни близнецы — символы тогдашнего Нью-Йорка. С тех пор прошло уже 7 лет, а здесь до сих пор пустырь.
На плакатах рядом нарисованы небоскребы, которые планируется построить на их месте, но, увы, впечатление от дизайнерского новодела совсем не то.
Дальше наш путь лежал до Бруклинского моста. Попутно зашли в магазин электроники J&R на Park Row, закупивишь кое-какими дешевыми электронными девайсами. Электроника реально дешевая. Некоторые товары стоят в два, а то в три раза дешевле чем аналогичные в Москве (через несколько дней в универмаге Wal-Mart мы увидим плазменный 42-дюймовый телевизор с поддержкой HDTV ценой всего в 550 долларов!!!). Причина дешевизны электроники в США это большой отдельный раговор, про которой позже. Но практически всегда получается дешевле покупать такие товары здесь в Америке и везти в Россию. Даже с учетом возможной растаможки стоимость почти всегда получается дешевле, чем покупать товар непосредственно в Москве. Ну да ладно.
Бруклинский мост — один из старейших мостов в США длиной почти два километра. Мост строился с большими трудностями. Фундамент под основные каменные блоки копали обычные землекопы, которых опускали на дно Ист Ривер в сооружениях типа колокола со шлангом, через который подавался воздух. Работа адская — страшное давление воды, повышенная влажность, высокая температура: народ на строительстве погибал пачками.
Мост задумывался как самый большой висячий мост в мире, но строили его настолько долго, что к моменту его завершения самых больших мостов в мире построили уже два.
Мост до сих пор оригинален — пешеходная и велосипедная дорожки проходят над автомобильной дорогой. Настил — деревянный. Идешь по нему — снизу проезжает машина — пол заметно вибрирует.
По пути на подъеме на мост видел полицейскую машину, увенчанную огнями как новогодняя елка. Пары проблесковых маяков на крыше им видать уже не хватает — полицеская машины оснащается какой-то подъемной конструкцией, содержащей с десяток моргающих фонарей синего и красного цвета. Со стороны очень похоже на украшенную гирляндами новогоднюю елку.
На той стороне моста, уже в Бруклине, по пути к набережной на обычной поляне обнаружилась странная бронзовая повозка.
Прошлись до набережной Ист Ривер, с ее великолепными видами на Манхэеттена. Полюбовались на закат. Пофоткали.
На обратном пути через мост, застали профессональную фотосъемку с каким-то моделями — все как полагается: несколько отражателей, оператор с мегафотоаппаратом, панорама Манхэттена в качестве живого фона.
В родной отель решили идти пешком через Чайнатаун и Маленькую Италию. Чайнатаун — небольшой кусочек реального Китая прямо в центре Нью-Йорка. Кругом сплошные китайцы, слышна китайская речь, надписи иероглифами. Встречаются магазинчики, в которых предлагают какие-то китайские мясные блюда, правда запах из них напрочь отбивает желание к ним подходить. Китайские торговцы с лотков продают фрукты. Мы польстились на небольшого размера симпатичные бананчики, которые на деле оказались полнейшей гадостью — несладкие и сильно вяжущие. Бананы пришлось протаскать с собой несколько дней, после чего они дозрели и вязать перестали. Вкус, правда, так и остался с небольшой кислинкой.
Маленькая Италия — реальная архитектурная Италия в миниатюре. Кругом большое количество кафешек и столько же зазывал. Маленькая Италия настолько маленькая, что заканчивается также быстро как и начинается. Когда-то итальянские поселенцы довольно плотно заселяли этот район Нью-Йорка, но в последние годы активно размножающиеся китайцы уже практически полностью их поглотили. Думаю, еще 5-7 лет и Маленькой Италии в Нью-Йорке больше не будет.
Дальнейшая дорога до отеля ничем примечательным не отличалась — прошли по ночному Бродвею, посмотрели на бесчисленные магазинчики. Под конец Иришка устала настолько, что пришлось сесть в метро и проехать парочку станций до Таймс Сквер.
Пока Иришка отсыпалась в номере, я пошел поснимать вечерний город на видео. Камеру я взял не зря. Через 100 метров от отеля на подходах к Таймс обнаружилась большая толпа народа. Я пролез на островок посреди площади и увидел, что ведется съемка какого-то фильма. Вдоль тротуаров ходили специально обученные люди с большими табличками и просили народ не пересекать тротуар и не приближаться к островку со съемками. На табличке было написано, что ведутся съемки голливудского фильма «Hancock» (не знаю как перевести это слово на русский — видимо это фамилия) с Виллом Смитом в главной роли — ну а я значит оказался с самой гуще событий. Сам Вилли стоял где-то в гуще актеров на островке и как только его голова высовывалась из этой гущи, толпа на тротуарах начинала неистово его приветствовать. Вилла я заснял на камеру, а потом стал ждать начала съемок, чтобы посмотреть какой-нибудь сногосшибательный трюк. Трюков не было, но зато пришел сотрудник компании Sony Pictures и стал набрать людей в массовку. Желающие набрались буквально за 10 секунд. Я в массовку не пошел, хотя стоял самым первым среди кандидатов — кто его знает, про что они там наснимают…
Задача перед массовкой стояла предельно сложная — пройтись по тротуару, не обращая вообще никакого внимания на Вилла. Им это удалось только после третьей репетиции.
Еще немного поснимав, я протиснулся через толпу и пошел обратно в отель готовиться к завтрашнему дню.
Собственно, это очень интересное чувство — выходишь вот так на улицу, а там снимается настоящий голливудский блокбастер со мировой звездой в главной роли. И никакой охраны кругом. Действительно, Нью-Йорк — центр мира…